Шахматный метод обучения.

Школы с шахматным уклоном

Образовательные учреждения: школы, лицеи, гимназии помогают подросткам и юности овладеть знаниями. Наравне с этим должно осуществляться воспитание. Оно сейчас находится не на должном уровне. Главная задача обучения состоит в подготовке ребёнка к взрослой жизни. Для её успешного решения требуется усвоить объём знаний средней школы, достичь хорошего понимания окружающего мира и себя.

Взрослая жизнь постоянно ставит перед человеком новые задачи. Если они решаются, то человек управляет своей жизнью и обязательно придёт к успеху. В противном случае он будет плыть по течению, тогда остаётся только надеяться на удачу.

Чтобы быть успешным, необходимо правильно оценивать ситуацию и уметь предвидеть развитие событий. Объективное понимание реальностей позволяет составить план действий, который приведёт к хорошему результату. Шахматы учат составлять такие планы с учётом стратегии и тактики. Игра создаёт условия, в которых человек должен правильно оценить обстановку: все опасности, свои возможности, просчитать варианты развития событий. При этом только он отвечает за свои действия результатом игры. Таким образом, шахматы подготавливают человека к ответственному поведению в жизни.

Поскольку такие навыки помогают успешному существованию, постольку шахматам следует уделять достаточное внимание. С этой целью создан данный проект. Он должен помочь усилению интереса к шахматам, освоению шахматного метода решения задач и применению изученного в жизни.

Прежде всего, следует создать школы с шахматным уклоном. В Советском Союзе работали шахматные школы. Мне пришлось заниматься в заочной шахматной школе совершенствования в 1986 году. После её окончания получил документ о подтверждении первого разряда. Это самый высокий из разрядов, следующей ступенью является кандидат в мастера. Предметом изучения в шахматных школах являлись стратегия и тактика этой игры.

В предлагаемых школах должен быть усвоен метод решения позиций и его применение к жизненным ситуациям. Прежде всего, необходимо развивать применение шахматного метода к процессу усвоения знаний школьником по различным предметам. Программа школ с шахматным уклоном должна основываться на классическом обучении шахматам. Оно включает в себя историю шахмат, биографии чемпионов мира. Затем следует изучение шахматной доски, пешек, фигур и их возможностей. Далее изучаются стратегия и тактика шахмат. В практическом применении полученные знания помогут выработать метод решения позиций. Он заключается в оценке позиции и расчёте вариантов. Таким путём достигается цель обучения шахматам.

На начальных этапах обучения полезно применять разные способы. Один из них состоит в том, что обоим участникам игры следует находиться по одну сторону доски. Играть вначале белыми фигурами, потом чёрными. Вместе обсуждать особенности позиции, подсказывая друг другу. Так более слабый игрок подтягивается до уровня сильного партнёра.

Играть партии следует не только с друзьями, но и участвовать в турнирах. Этим закаляется воля, повышается ответственность за свои решения. Шахматист учится не только побеждать, но и стойко переносить поражения.

Применение метода

По мере овладения шахматной игрой наступит основной период; применение шахматного искусства к изучению школьных предметов. Видится следующее. Любой предмет изучается последовательно по программе. Шахматное понимание говорит о том, что надо в целом видеть позицию, а считать варианты можно только на основании общего понимания. Поэтому, начиная изучать любой предмет, ученик должен прежде самостоятельно выучить основные законы или события, рассматриваемые в предмете. Это должны быть краткие и чёткие определения. Следует регулярно повторять общие положения в предмете. Тогда изучение по программе будет на порядок успешнее.

Ещё один аспект получения знаний. В шахматах используется иногда игра вслепую. Кроме этого, расчёт вариантов всегда ведётся в уме. Всё направлено на интенсивную работу мышления, что способствует быстрому развитию. Такая тренировка помогает разуму достичь высокого уровня. Из этого следует, что в программе обучения математике, физике, химии надо значительно увеличить время для решения задач в уме. В результате качество мыслительного процесса станет более совершенным. Уникальность таких людей будет выделять их из общего уровня.

Сейчас ответы на большинство вопросов можно получать с помощью поисковых систем интернета. Но выбор правильного ответа из выдачи поисковой системы человек обязан сделать сам. Надо уметь, исходя из общей ситуации, предусматривать ожидаемое решение.

Кроме использования шахмат в получении знаний, важно применение игры в процессе воспитания. Правило в шахматах «взялся – ходи» приучает человека к нужному поведению; прежде думать, а потом действовать. В большинстве компьютерных игр обычно нажимают, а потом и думать некогда.

Ценное качество, вырабатываемое шахматами в человеке – это умение достойно вести себя в результате поражений. В жизни много моментов, когда человек оказывается в проигрыше. Вести себя достойно в таких ситуациях очень трудно. Люди, которые умеют это делать, всегда вызывают уважение.

Подтверждением того, что шахматы заслуживают изучения, является отношение к ним лучших талантов человечества. Высоко ценил шахматы А. С. Пушкин. В его библиотеке хранились: учебник Филидора, шахматные руководства. Л. Н. Толстой любил шахматы. Он часто вечерами играл в них с пианистом А. Гольденвейзером. И. С. Тургенев считался шахматистом второй категории, участвовал в турнирах. В шахматы играют во всех странах. Есть даже своя богиня-покровительница Каисса. Человечество не зря изобрело шахматную игру, достойную всё более внимательного отношения к ней.