Дерзновенные помыслы

Школьник

Виталий учился в школе хорошо; физическое развитие выше среднего, великолепная память позволяли не проводить часы за зубрёжкой, а оставляли достаточно свободного времени для игр и общения с друзьями. Само по себе учение не тяготило, да и одноклассники занимались тем же, но по мере обретения знаний настойчиво рождалась какая-то неудовлетворённость. Это не было желанием скорее стать взрослым, просто, юношеский максимализм требовал знать всё с самого начала и до конца. Физика и химия не давали абсолютного понимания явлений, всегда существовал барьер, как горизонт, не позволявший заглянуть дальше. По большому счёту, такая реальность принижала, казавшиеся безграничными, возможности человеческого разума.

Другие проблемы молодой жизни решались проще. Виталий жил с родителями, сестрой и маленьким братиком в коммунальном доме на два хозяина. Две комнаты, коридор и печь, которую зимой топили углём, небольшой дворик были настолько привычны, что казались неотъемлемой частью семьи, чем-то одушевлённым. Среди сверстников юноши уважением пользовалась сила, поэтому обязательными считались физические упражнения, каждый занимался отжиманиями и подтягиваниями, не афишируя тренировки.

Родители работали, усиленным воспитанием не докучали, поскольку школьник неплохо учился и поведением не вызывал нареканий. В благодатных условиях развивалась и крепла самостоятельность. Юноша построил себе турник; во дворе вкопал два столба, приспособил наверху кусок трубы и регулярно подтягивался. Когда появилось желание упражняться с гантелями, Виталий пошёл в поселковую «Сельхозтехнику», где ремонтировали тракторы, комбайны, попросил пару отработавших аккумуляторов. Вынув пластины, расплавил свинец и залил в самодельные формы из песка и глины, получились грубоватые, но удобные гантели.

Развиваясь физически, школьник не отлынивал от домашней работы. С удовольствием носил воду из колонки, устроенной метрах в ста; набрав воды в два десятилитровых ведра, поднимал их на вытянутых в стороны руках и нёс домой. Прохожие и соседи любовались выдумками юноши, энергией молодости. Колоть дрова, принести уголь, сходить за продуктами в магазин – всё делалось легко, без нытья.

На летних каникулах помимо игр, развлечений выполнялись и серьёзные работы. Школа имела яблоневый сад на нескольких гектарах, требовавший ухода. В старших классах ученики изучали устройство машин и тракторов. Виталий, освоив управление небольшим колёсным трактором с названием «Владимирец», обрабатывал междурядья в школьном саду, работа спорилась. В мастерских «Сельхозтехники» школьники проходили практику под руководством рабочих; знакомились с сельскохозяйственной техникой, учились ремонтировать механизмы.

Через посёлок пролегала железная дорога, имелась станция с вокзалом, поезда регулярно перевозили пассажиров и различные грузы. Юноша с друзьями иногда ходили разгружать вагоны, приходилось таскать тяжести: мешки с удобрением, силикатные кирпичи, дрова, доски и другие материалы. За работу расплачивались сразу, первым делом уставшие, но довольные ребята покупали по шоколадке и с удовольствием съедали. Оставшиеся деньги Виталий отдавал матери, это считалось само собой разумеющимся.

Искания

Активное развитие, занятия спортом не допускали желания попить пиво, попробовать курить. Были и другие причины, препятствующие развитию вредных привычек. В посёлке работала «забегаловка»; небольшое помещение, в котором стояла бочка с пивом, и толстая тётка разливала пенящуюся вонючую жидкость. В заведении стоял смрад, мужики курили и пили пиво, здесь же на полу обязательно лежал пьяный, мат и ругань довершали картину.

Ко всему прочему, молодой человек стал свидетелем наглядного вреда пьянства, запомнившегося на всю жизнь. Как-то работал с взрослыми дядями, дело подходило к концу, мужики решили выпить, молодому даже не предлагали. Взяли водки и кое-что закусить, среди пьющих оказался один с большим стажем потребления алкоголя. Разлили по стаканам, алкоголик проглотил водку и тут же вырыгал её обратно в стакан, опять проглотил, и снова жидкость вернулась. Так продолжалось несколько раз, смотреть было невыносимо, к горлу подкатывала тошнота, нарастало отвращение.

В жизни Виталия случались моменты, когда очень хотелось помочь людям, появлялось желание что-то открыть, изобрести. Однако понимание обладания слабыми знаниями требовало искать выход или отказаться от мечты. Юноша начал пробовать расширять свои знания. Наиболее важными представлялись ядерная физика и космология, так как давали возможность познать микромир и величие Вселенной. Взяв в библиотеке соответствующие книги, школьник принялся читать и конспектировать содержимое учебников. Запоминалось мало, написанное не понималось, через пару месяцев, поняв слабую пользу от проделанной работы, чтение и конспектирование были отвергнуты.

В общении с взрослыми юноша обычно не испытывал затруднений, по-другому обстояло дело во взаимоотношениях с ровесницами. Одноклассниц насчитывалось столько же, сколько и мальчиков, но с девочками беседовать мешала стеснительность. Сразу исчезали слова, не знал о чём говорить, если же девчонка нравилась, то голова вообще превращалась в «тормоз», так женская красота действовала на цельную неискушённую натуру.

К школе пристроили спортзал, появилась возможность круглогодично играть в любимый баскетбол, участвовать в соревнованиях. В это же время Виталий изучил техники метания копья, диска, толкания ядра, показывал хорошие результаты. Зимой, когда появлялся лёд на местном пруду, играли в хоккей, катались на лыжах, сдавали нормы. Нравилось играть в шахматы, приходилось участвовать в школьных соревнованиях. Насыщенная жизнь не отвлекала от главного – учёбы.

Продолжались поиски способа улучшения знаний. Прочитав, как чемпион мира по шахматам А. А. Алехин играл вслепую, школьник попробовал сыграть, не глядя на доску, – ничего не получилось. Однако пришло понимание необходимости больше заниматься устным счётом, решать лёгкие задачи в уме. После нескольких месяцев тренировок юноша начал замечать, как взрослые с трудом считают в уме, а это требовалось на рынке, в магазине, чтобы быстро прикинуть, сколько чего можно купить на имеющиеся деньги? Парень убедился, если умеешь считать в уме, то думать начинаешь точнее, и не приходится гадать.

Маленькие открытия способствовали учёбе и приближали к нахождению лучшего способа достижения качественных знаний. Нередко возникал вопрос: «Куда устроиться после окончания школы?» Что ни говори, а учёба в школе – беззаботная пора; жизнь определена до выпускного экзамена, не надо принимать решений самому, круто менять условия существования. Зато после школы можно идти учиться дальше, но надо сдать вступительные экзамены и иметь деньги на проживание. Есть перспектива отправиться служить в армию, чтобы после начать работать и учиться. Можно и не грузить себя вопросами, ждать пока родители решат, что надо делать? Для молодого человека, привыкшего к самостоятельности, задачи требовали решений, считал обязательным самому найти ответы.