Свой метод

Поиски пути улучшения знаний увенчались успехом, школьник понял, что надо делать. На первый взгляд всё оказалось не сложно: выбрать основные законы и формулы, кратко записать их на карточки и раз в неделю повторять. Законы и формулы брались из школьных курсов алгебры, геометрии, тригонометрии, физики и химии. Не имело значения, проходили или нет данный раздел, предмет брался в целом. Так выглядела вводная часть, изучение теории, главная роль отводилась решению задач, причём в больших объёмах, чем давалось в школе, через это раскрывалось содержание записанного на карточках.

Реализацию своего плана юноша начал на летних каникулах, перед тем, как пойти учиться в одиннадцатый класс. Преследовались несколько целей: проникнуть в глубину предметов, приблизиться к ясному пониманию основ, подготовиться к выпускным экзаменам, быть на высоте при возможном поступлении в институт. Решение вполне взрослое, рождённое, прежде всего самостоятельностью. Инфантилизм и стадность, развивающиеся при чрезмерной опеке взрослых, «зрелым» решениям возникнуть не позволяют.

Постепенно Виталий приготовил карточки, впоследствии некоторые менял, добавлял новые. Наконец началась настоящая работа; примеры и задачи решались на бумаге и в уме десятками, иногда попадались трудные вопросы, приходилось искать ответ несколько дней. Со временем деятельность начала доставлять удовольствие, появились свои нестандартные взгляды на законы и способы применения, возникло видение нескольких вариантов решений одной задачи. Кроме того не надо было напрягаться, чтобы вспомнить формулу или закон, тренированная память предоставляла всё по первому требованию.

Начало занятий в одиннадцатом классе не отменило работы по своему методу, напряжённая деятельность стала давать результаты. Перед Новым годом в школе проводилась физико-математическая олимпиада, Виталий занял первое место. Через неделю организовали районную олимпиаду, школьник занял призовое место и поехал в областной центр на очередное соревнование. В лидеры не вышел, но в первую пятёрку попал, результат хороший, однако, особой радости не вызывал, ведь юноша, создав свою систему, стремился к основам. Как потенциальным студентам, участникам олимпиады сделали экскурсию в институт, рассказали о специальностях, показали оборудование лабораторий. Возвратившись домой, «почти студент» продолжил учёбу в школе, совершенствовал свой метод.

Наступила весна, близились окончание школы и перемены в жизни. Выпускные экзамены сдал без проблем; в аттестате стояло несколько четвёрок, остальные – пятёрки. Отослал документы для поступления в радиотехнический институт, нравилось собирать схемы из сопротивлений, конденсаторов, полупроводников, разбираться в устройствах обработки сигналов. Думалось, что в этом состоит призвание, хотя сомнения иногда возникали, всё-таки тянуло не к прикладным, а к фундаментальным знаниям.

Поступать поехали вместе с одноклассником, вдвоём как-то надёжнее. На письменном экзамене по математике сели за столы так, чтобы решать один вариант. Выполнили задание, у друга получился иной ответ, начали спорить. Экзаменатор забрал работы у обоих и сказал, что на один балл снизит оценки. В результате Виталий получил четвёрку, а друг – тройку. Остальные экзамены сдали без происшествий, Виталия приняли в институт, одноклассник отправился домой.

Прозрение

Учёба в институте удовлетворения не приносила; большой объём новых знаний не позволял добираться до самых основ, не устраивало качество изучаемого материала, уже отработанный метод подхода к явлениям с разных сторон не был востребован. К тому же совесть не позволяла тянуть деньги с родителей, семья жила не в роскоши. Окончив первый курс, Виталий принял решение уйти из института. Его уговаривали продолжить учёбу, но молодой человек сделал, как считал правильным.

Через месяц бывшего студента призвали на службу, учитывая хорошее здоровье, направили на Дважды Краснознамённый Балтийский флот. Окончив учебный отряд, по специальности электрик артиллерийский, молодой матрос прибыл на малый противолодочный корабль. Смена гражданской жизни на военную заставила быстро повзрослеть, возмужать. Присяга, понимание важности службы, выполнение заданий в море, военная дисциплина закаляли характер, рождали уверенность в значимости своего существования.

Вместе с тем ум, тренированный решением задач, находил некоторые порядки и технические устройства несовершенными. Особенно не нравилось беспрекословное подчинение младших по званию старшим; вместо того, чтобы найти лучшее решение, приходилось выполнять волеизъявление одного человека, не всегда нужное действительности.

Противолодочные корабли предназначены для обнаружения и потопления подводной лодки противника. Как-то вышли в море на учения, командир находился на мостике, офицеры и матросы – на боевых постах. Неожиданно перестали работать турбины компрессора, замолчали дизели, вращавшие винты, корабль стал крениться на одну сторону. Погас свет, матросы высыпали на палубу, правый борт почти весь оказался в воде, до поверхности моря оставалось не более метра. Левый борт задрался вверх, машинное отделение затопило. По приказу командира радист передал сигнал бедствия, через час подошёл буксир, пришвартовался к правому борту и отбуксировал корабль в док. Оказалось, что с обшивки трубы, в которой установлен винт, вырвало большой металлический лист, заклинивший выход из трубы, и вода пошла в машинное отделение. Повезло с погодой, стоял штиль, при шторме корабль мог перевернуться. После ремонта возвратились в родной дивизион.

Походы, боевые дежурства, тренировки оставляли мало свободного времени, но иногда тянуло порешать задачи, вспомнить законы, и молодой матрос не ленился повторять усвоенное. Овладев управлением доверенного оборудования, стал специалистом первого класса (высшая квалификация), избрали комсоргом корабля. Кроме военных обязанностей добавилось работы по беседам с сослуживцами, командирами, работниками политотдела. Организация соревнований, экскурсий, ведение документации, собрания – скучать было некогда.

К третьему году службы на корабле Виталию присвоили очередное воинское звание: старшина первой статьи, назначили командиром отделения. После Нового года начали выполнять учебные задания, вышли в море для проведения стрельбы по щиту из пушки. Двуствольная автоматическая установка удивляла большой скорострельностью, снаряды подавались металлической лентой. Офицер, управлявший стрельбой, открыл «огонь», после десятка выстрелов пушка замолчала. По команде старшина осмотрел установку и доложил: «Ленту перекосило, снаряд застрял в патроннике». В таком состоянии корабль не могли пропустить в базу, приказано было убрать снаряд, чтобы не случилось неожиданного выстрела. Виталий работал один; настроил домкраты и медленно отводил откатную часть, понадобилось два часа, снаряд удалось вытащить, кораблю разрешили идти в родную гавань. Виталию объявили благодарность и поощрили десятью сутками отпуска домой.

Получив проездные документы, старшина зашёл на рыбозавод в рыбокоптильный цех, раньше приходил сюда решать вопросы по комсомольской работе. Узнав об отпуске, снабдили копчёной рыбой разных сортов и пожелали счастливой дороги, доброжелательное отношение работников завода к матросам основывалось на понимании трудности морской службы. Волнение от встречи с родными, пестрота «гражданки» отодвинули строгий военный быт, потянуло к комфорту и возможностям обыкновенной жизни. Отпуск пролетел стремительно, военный моряк возвратился на корабль. Служба заканчивалась, агитировали на сверхсрочную, но желания не было.