На комбинате

После демобилизации, пробыв дома две недели, Виталий по организованному набору поехал на Всесоюзную комсомольскую стройку. В Тувинской республике заканчивали строительство кобальтового комбината, требовались рабочие, отслуживших в армии принимали с удовольствием. Предложили работу в гидрометаллургическом цехе электрослесарем четвёртого разряда, бывший матрос согласился. Производство проходило режим пусконаладки, парень попал в электрослужбу к опытным специалистам, легко усваивал тонкости профессии, учился осторожному обращению с электричеством.

Выделили место в общежитии, комната на три человека устраивала, ребята подобрались молодые, без излишнего пристрастия к алкоголю. На комбинате работала столовая, кормили хорошо, стройка считалась ударной комсомольской, хотя трудились люди разных возрастов и судеб из многих областей страны.

Со временем запустили производство, стали получать продукцию в виде кобальтового концентрата. Технология автоклавного выщелачивания была вредной; побочным продуктом выходил мышьяк, использовался и аммиак, поэтому по цеху ходили с сумками, в них находились противогазы, используемые при повышенной загазованности. Рабочая смена длилась семь часов, выдавали талоны на спецпитание. Бывший моряк освоился, работал добросовестно, вскоре присвоили более высокий разряд, денег хватало и на то, чтобы по возможности помогать родителям.

Жизнь стабилизировалось, вошла в привычную колею, и незаметно возвратилось желание учиться, тянуло к исследованию основ и своему школьному методу. Узнав об открытии подготовительных курсов для поступления в институт, Виталий стал посещать их, занятия проходили в вечернее время, что не мешало работе. Всё-таки дополнительные занятия в школьные годы прошли не зря, память и мышление без перегрузок восстанавливали прежний уровень знаний и умение решать. Окончив подготовительные курсы, настойчивый молодой человек сдал вступительные экзамены в институт радиоэлектроники и электронной техники на заочное отделение.

Началась учёба, выполнение контрольных заданий, энергии хватало на всё, случалось засиживаться над курсовыми работами до глубокой ночи, а утром, как ни в чём не бывало идти на работу. На производстве поощряли обучение, без выражения неудовольствия предоставляли отпуск для сдачи сессии. Хотя заочное образование считалось не очень качественным, но даже в институте преподаватели, беседуя со студентами, рассказывали о примерах, опровергающих устоявшееся мнение. Действительно, многое зависит от человека; если студент с интересом изучает материал, творчески подходит к процессу, то результат не заставит себя ждать. К тому же, работающий человек обязательно оценит практичность изучаемого материала, что очникам не под силу.

Комбинат имел лабораторию, её штат в основном состоял из молодых девчонок. Виталию понравилась одна из лаборанток; красивая и стройная девушка, ровесница, с именем Вера. Познакомились, стали встречаться, чем больше общались, тем сильнее тянуло друг к другу. Разгорающаяся любовь властно вершила судьбу. Через полгода молодые поженились, свадьбу сыграли комсомольскую, была такая традиция, организацию торжества брал на себя молодёжный союз. Через несколько месяцев комбинат выделил молодожёнам двухкомнатную квартиру.

Семейная жизнь не мешала Виталию успешно учиться в институте. На работе дела шли неплохо; присвоили высший седьмой разряд, назначили бригадиром. На счету имелось несколько внедрённых рацпредложений, сказывалось умение находить разные технические решения проблем. Но не бывает, чтобы всегда всё было хорошо, невзгоды поджидают каждого, так не прост жизненный путь. Вредное производство плохо влияло на здоровье, особенно трудно приходилось молодой жене. Приняли решение, хоть и жалко бросать обжитое место, но надо переезжать.

Новые условия

Выбрали Уральский регион, поближе к родителям жены, да и климат подходящий. На новом месте сняли времянку, устроились на работу. Перемена места жительства всегда требует значительных усилий; перевезти вещи, найти жильё, устроиться на работу, обрести соседей, друзей и вжиться в местные условия. В молодости это легче осуществить, чем в среднем возрасте, и тем более пожилым, когда опасно «обрывать корни». Энергия молодых рождает интерес к новым местам, производствам, коллективам, в такие моменты человек быстро нарабатывает жизненный опыт.

Работа, учёба, семейная жизнь – всё сложилось, как и у многих людей в этом возрасте, но душа тянулась к чему-то большему, пока имевшему размытые очертания. Богатство, слава, власть стали бы весомыми достижениями, однако, помыслы были не о том. Хотелось знать, для чего я в этом мире, и зачем существует сама Вселенная? Общепринятые ответы на такие вопросы воспринимались, но не удовлетворяли, так как в них сквозила идеология и признавалась ограниченность разума, не было лишь истины.

Выполняя повседневные дела, Виталий не забывал и о дерзновенном, читал книги, пытаясь найти ответы на интересующие вопросы. Запомнились: «Роза Мира» Даниила Андреева, китайская «Книга Перемен», «Тайная Доктрина» Елены Блаватской и, наконец, «Библия». Труды были серьёзными и потребовали времени для ознакомления, разноплановость и фундаментальность выбранной литературы способствовали приближению заветного. Философия, космология, физика, психология помогали быть в курсе современного научного представления о мире.

Всё успевать помогало хорошее физическое состояние, по утрам делалась зарядка, пробежка, закаливание. Между делом играли в шахматы, планирование и расчёт вариантов заряжали ум энергией и практическим умением предвидеть развитие событий. Иногда казалось, что этой гонке не будет конца, появлялось желание успокоиться и жить проще, но пытливый ум и воля настраивали на дорогу поиска.

Окончив институт, Виталий не стремился стать управленцем, хотя предложений делалось достаточно, распоряжаться людскими судьбами, требовать, наказывать взрослых людей представлялось неблагодарным занятием. Профессия инженера-наладчика электрического оборудования устраивала; интересная и ответственная работа приносила удовлетворение, обеспечивала приличным заработком. Появилось больше свободного времени, поиск продолжался.

Сомнения, в конце концов, приводят к уверенности, так стало приходить понимание необходимости новой системы образования для ответа на заветные вопросы. Основой системы должно быть самое совершенное, добытое людьми за время существования, но не наука и не религия.

У Блаватской Е. П. обратило на себя внимание такое высказывание: «Знание обитает в головах, наполненных мыслями других людей, мудрость – в умах, внимательных к своим собственным». Встречались и другие подтверждения приоритета мудрости среди остальных возможностей познания действительности. Заинтересовало и то, что Бог наделил царя Соломона невиданной мудростью. Так возникло понимание самого совершенного, созданного людьми – мудрости, на её основе должна основываться система образования.

Между тем сложились условия для переезда в Восточную Сибирь, где начиналось строительство десятка заводов на одной площадке. Перемены не пугали, уже имелся житейский опыт, да и терять особо было нечего. Налегке отправились на новое место, нашли жильё, устроились на работу. Возле могучей реки Енисей разворачивалось строительство комплекса электротехнических заводов. В будущем небольшой городок Минусинск обещал вырасти в красивый и значительный Электроград. Выше по Енисею строили мощную Саяно-Шушенскую гидроэлектростанцию. Удивительные места, работа на любой вкус, полноводная река, дары тайги – все условия для комфортной жизни.

Жаркое лето позволяло выращивать арбузы и знаменитые Минусинские помидоры. Многие жители имели дачи, кроме работы возделывали участки, получали урожаи овощей и фруктов. Виталий с женой не обременяли себя дачным участком, еды хватало, да и заработок был нормальным.