Два Ивана

Первого сына в семье Романа Ермакова назвали Иваном. Мальчик рос здоровым и смышлённым. Через два года родился второй ребёнок, дали имя Пётр. От рождения слабенький, младенец прожил всего две недели и умер. Спустя год родился третий сын, думали, как назвать мальчика, чтобы остался жить, боялись повторения судьбы Пети. Ребёнок появился на Ивана Купалу (летний народный праздник), поэтому получил имя Иван. Так в семье стало двое Иванов: большой и маленький.

Трудной порой для детей приходила зима. Дома сидеть скучно, хотелось прогуляться по улице, но одеться и обуться было не во что. Иногда выбегали во двор босиком. В сенцах на камне лежал деревянный валёк для стирки белья в ручье, мальчики нашли другое применение: скатывались на нём по склону оврага. Прибежит потом шалун в хату, стопы красные от холода, отогревались с болью.

На окраине Екатериновки рядом с кладбищем стояла деревянная церковь, выкрашенная в голубой цвет, казалась частичкой неба. В начале XX века напротив церкви построили деревянную избу, в ней открыли церковно-приходскую и земскую школы. Обучались грамоте тридцать детей, заканчивали три класса. В земской школе, за трёхлетний срок обучения, усваивали больше предметов, чем в церковно-приходской.

Когда большому Ивану исполнилось восемь лет, ему сшили пиджак из домотканого сукна, сплели новые чуни и отправили учиться в земскую школу. С детьми занималась дочь дьякона Мария Васильевна Покровская. Учительница любила ребятишек, старалась хорошо обучить грамоте, ведь родители в большинстве были неграмотными и помочь не могли.

Старший Иван занимался в первом классе прилежно. Научился читать, писать, знал таблицу умножения, быстро решал задачи. Стремление к знаниям рождалось у любознательных крестьянских детей от желания узнать окружающий мир и поддерживалось родителями, чувствовавшими путь к лучшей доле через грамоту.

Маленький Иван внимательно наблюдал, что делал старший брат, расспрашивал о школе, старался подражать. За одну зиму запомнил все буквы, начал читать по слогам. Осенью, в возрасте семи лет, собрался в школу. За большим Иваном зашёл соседский мальчик, чтобы вместе идти на занятия.

– Я тоже хочу учиться, – сказал младший Ваня.

– Да ты ещё мал, наверное, в школу не примут, – засомневалась мать.

– Нет, не мал. Я все буквы знаю, стихи читаю, песни пою, – ответил ребёнок.

– Ладно, иди с ребятами, а то сам школу не найдёшь, – усмехнулась мама.

Ваня обрадовался, надел суровую льняную рубашку, вместе с братом и его другом пошёл в школу. Войдя в помещение, новичок стал возле печки и ждал учительницу. Она пришла, поздоровалась с детьми и заметила новенького. Подойдя к ребенку, нагнулась, ласково посмотрела в глаза и спросила: «Чей это мальчик?» – «Ермаков», – ответили ученики.

– Как тебя зовут? – спросила учительница.

– Иваном, – бойко ответил новичок.

– Вот как, – улыбнулась Мария Васильевна, – значит, вас два брата и оба Иваны?

– Да.

– Буквы знаешь?

– Знаю.

Учительница посадила ребёнка за парту, показала карточки с буквами, он все назвал правильно. «Молодец!» – похвалила Мария Васильевна. Так маленький Иван стал учеником первого класса.

Дома Ваня с гордостью сообщил матери, что принят в школу, подробно рассказал о первом дне занятий. Вечером с работы пришёл отец, ещё не знавший, что сын начал учиться. Ребёнок поделился радостью, задумались, где взять тёплую одежду, чтобы зимой ходить в школу? Роман Кузьмич договорился с дядей, тот обещал подремонтировать старую шубу сына и отдать первокласснику.

Обрадовался маленький Ваня, когда отец принёс шубу, на ней красовались двенадцать заплат, но теперь зима не могла помешать учёбе. В школу братья ходили вместе, когда выпадало много снега, их провожала мать, всё-таки дорога проходила через глубокий овраг Гремяк. После занятий младший всегда ожидал старшего брата. Мария Васильевна с нежностью относилась к Ване, часто дарила конфетку или маленькую булочку. Ребёнок делился гостинцами со старшим братом.

Шаги развития

В один из зимних дней младший Ваня ожидал окончания занятий брата. Тихо сидел за партой, где закончились уроки первоклассников. Школьники учились в одном помещении, разделялись классы только проходами между партами. Старшие ученики решали задачу. Чтобы Ваня не скучал, Мария Васильевна предложила ему решить более лёгкую задачку. Всем объявила: «Кто первым решит, получит награду». Первоклассник старался, у него получилось, поднял руку и крикнул: «Готово». Ребята насторожились и притихли, ждали, что скажет учительница. Проверив решение, Мария Васильевна подтвердила: «Ванюшка раньше всех решил задачку». Достала из кошелька две копейки и вручила победителю. Радость младшего Ивана была не долгой.

Во время перерыва несколько старшеклассников говорили, что маленький не может ещё решать задачи, с какими справляются они. Довели первоклассника до слёз. Учительница сразу поняла, в чём дело, подошла, погладила Ваню по головке, взяв за руку, увела в свою комнатку. Посадив ребёнка за столик, разложила несколько картин. Такой красоты мальчик ещё не видел. Забыв обо всём, рассматривал солдат, полководца на коне, горы, узнал название – «Переход Суворова через Альпы». Интересные и красочные люди были на картинах «Покорение Сибири Ермаком», «Пахарь». «Вот бы хату ими украсить», – подумал Ваня.

Об увиденном школьник рассказал маме. Она радовалась и волновалась вместе с сыном. С учительницей Прасковья не была знакома, хотела пойти к Марии Васильевне поговорить о детях, но боялась и стеснялась своей неграмотности.

В семье соседей Ермаковых росли трое мальчиков. Старший из братьев Сафрон умел плясать, научился в Ливнах, работая у булочника. Вечерами молодёжь гуляла по селу, увидев Сафрона, просили сплясать под гармонь, тот охотно соглашался. Хвалили за умение и завидовали. Средний сын Трофим увлекался чтением книг и журналов, литературой его обеспечивала Мария Васильевна. Младший брат Павел хорошо пел, изучал ноты, участвовал в церковном хоре. Маленький Ваня сдружился с Павликом: вместе играли, ходили на речку, делились хлебом и яблоками.

Была у мальчиков любимая песня «Выйду ль я на реченьку». Хотя в ней говорилось о любви, предстоящей свадьбе и счастье, друзья с удовольствием пели, взрослые слушали и хвалили ребят. Павлуша брал книги у брата и давал читать Ване, начинавшему получать удовольствие от знакомства со сказками и рассказами.

Иногда Роман Кузьмич ездил на ярмарку в Ливны за необходимым товаром, случалось, привозил небольшие красивые книжки для детей. Отец грамоты не знал, но любил слушать чтение вслух Вани младшего. Из привезённых книжек понравились «Змей и цыган», «Как чертёнок краюшку заслужил», любил школьник читать сказку «Илья Муромец, Кидрил Обжора и Идолище Поганое». Нравилось, как Илья Муромец одолел Кидрила Обжору и отказался от подарка князя Владимира, одержал верх над Идолищем Поганым, с другими богатырями защитил Киев-град. Ваня радовался победам Ильи Муромца, представлял, как вместе они сражались с врагами.

Прикосновение ребёнка к прекрасному миру искусства расширяло понимание жизни, давало надежду на лучшее будущее. На фоне растущего знания неустроенность реального быта становилась лишь маленькой неприятностью. Появлялась уверенность в возможности справедливой действительности, за которую надо бороться.