Аварии, катастрофы

Случившееся

Пришлось мне трудиться на комбинате «Тувакобальт» в гидрометаллургическом цехе. Продукцией предприятия был кобальтовый концентрат, получаемый из руды автоклавным выщелачиванием. Автоклавы похожи на железнодорожные цистерны, на каждом сверху установлены четыре мешалки для ведения технологического процесса.

Как-то с напарником ремонтировали электрическое оборудование рядом с автоклавами. Вдруг раздался взрыв. Подняв голову, увидел, как к подкрановым путям взлетела мешалка весом в полторы тонны. Мы бросились к выходу, знали, что последует быстрая загазованность помещения аммиаком. Мешалка закреплялась гайками на шпильках, в автоклаве создавались давление и температура по технологии. Авария произошла по причине плохого крепления (на некоторых шпильках не было гаек) и превышения давления в автоклаве, хорошо, хоть из персонала никто не пострадал.

В памяти осталось это событие, легко взлетевшее полуторатонное железо чётко зафиксировали глаза. Аварии производят на человека сильное впечатление из-за своей необычности и угрозе жизни. Причин аварий всегда несколько и к ним обычно добавляются неблагоприятные факторы. Ошибки при проектировании, строительстве, неправильная эксплуатация лежат в основе возникновения критических ситуаций.

Крупные аварии, вызвавшие человеческие жертвы определяются как катастрофы. Они делятся на природные (землетрясение, ураган, наводнение, пожар), социальные (война, революция, переворот, террористический акт), техногенные (на транспорте, в промышленности).

Всем памятна катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции. Причины взрыва ядерного реактора в ошибках проектантов, создавших динамически нестабильное устройство, неправильных действиях обслуживающего персонала, блокировании некоторых сигналов аварийной защиты. Погибшие люди, радиоактивное загрязнение большой территории, облучение участников ликвидации последствий взрыва до сих пор заставляют с сожалением вспоминать случившееся.

Сравнительно недавно произошедшая катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, унёсшая жизни семидесяти пяти человек, горечью отзывается в памяти. Только в этом году (осень 2014г.) закончат замену всех десяти гидроагрегатов. Неправильные действия диспетчера энергосистемы, дефекты на шпильках крепления крышки турбины второго гидроагрегата привели к катастрофе.

Затонувший на Волге старый теплоход «Булгария» отобрал жизни у ста двадцати двух человек. Причиной катастрофы стало нарушение правил безопасности судовладельцем, капитаном. Разбившийся под Ярославлем самолёт Як-42 лишил молодых здоровых парней жизни. На нём летел основной состав хоккейной команды «Локомотив». Аварии на шахтах происходят регулярно, сопровождаются человеческими жертвами.

Особой жестокостью отличаются социальные катастрофы. Прежде всего, огромные страдания приносит война, когда в отдельном государстве армия уничтожает свой народ по приказу власти. В угоду амбициям руководителей идут планомерные расправы с безоружным населением. А ведь рукотворных катастроф легко избежать, если уметь договариваться. Смена правящих режимов приводит к большим бедам для мирного населения. Жестоки террористические акты; здесь уже не жалеют детей, женщин, стариков, всё заливают кровью человеческой. Казалось бы, создана математическая теория катастроф, появилась возможность предвидеть многое, но количество малых и больших аварий растёт.

Меры предупреждения

Главные усилия, обеспечивающие успех в борьбе с авариями и катастрофами, заключаются в профилактике и предупреждении. Способствуют повышению безопасности соблюдение стандартов и правил эксплуатации, производственная дисциплина, организация действенного контроля, обучение и тренировки персонала, увеличение запаса прочности. Это общеизвестные меры, но видится и другое.

Обратимся к природе; человек состоит из клеток, образующих единый организм, каждая клеточка представляет обособленную систему. Неживая природа также состоит из более мелких частиц. В мироздании работает наиболее надёжный способ построения объектов из автономных маленьких систем. Человечество в своей деятельности обязано использовать этот метод, чтобы не войти в противоречие с природой.

Во многих устройствах применяется модульное строительство. Корабль или подводная лодка состоят из отсеков, разделённых водонепроницаемыми переборками. За счёт такого строения обеспечивается живучесть. Если бы на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции в машинном зале при затоплении создавались водонепроницаемые перегородки (подобно воздушным мешкам в автомобиле при аварии), то большинство людей и гидроагрегатов уцелели.

Применён модульный метод в создаваемой ракете-носителе «Ангара», недавно успешно испытанной на малой мощности. Она состоит из блоков; мощность ракеты зависит от количества модулей, повышается надёжность и удобство использования.

Для достижения долговечности объекта создаются дублирующие системы, автоматически включающиеся при неисправностях основных работающих механизмов. Хотя параллельные цепочки удорожают изделие, но увеличивают надёжность, помогают избежать остановки или гибели всего устройства. Необходимо установить стандарт: если на объекте присутствует более пятидесяти человек, то он должен иметь дублирующие системы, обеспечивающие живучесть.

Нельзя отдавать контроль над надёжностью в частные руки, ведь именно бизнес часто нарушает условия безопасности с целью получения наибольшей прибыли. Также нельзя давать руководителям государств право развязывать войны, как против собственного народа, так и с другими государствами. В случае самовольного военного нападения агрессору дадут отпор международные силы быстрого реагирования, а режим, развязавший войну, должен быть отстранён от власти и предан международному суду. Хотя путь к этому долгий, но настойчивость в достижении мирного сосуществования победит.

Ещё о важном аспекте предупреждения техногенных катастроф. Невозможно сразу создать совершенное устройство, объект, в процессе эксплуатации будут отыскиваться слабые места. Сейчас нередко можно услышать сообщения о том, что та или иная партия автомобилей отзывается производителем, поскольку обнаружились недостатки, приводящие к аварии. Такое реагирование нормально, главное, чтобы недостатки признавались и исправлялись, а не скрывались.

Важнейшую роль играет диагностика состояния механизмов, устройств, объектов. Степень изношенности деталей, узлов, состояние помещений, необходимость замены блоков, выработавших ресурс, работа средств защиты – эта информация поможет предупредить аварии. Надо, чтобы диагностика осуществлялась объективно, используя последние достижения науки, а к результатам открывался свободный доступ.

Человек, знающий как действовать при аварии, обладающий навыками выхода из трудных ситуаций способен минимизировать ущерб: предотвратить гибель людей, сохранить объекты. Поэтому необходимо постоянно обучать персонал, регулярно проводить тренировки по действиям в нештатных ситуациях.

Жизнь человеческая бесценна, из чего следует: усилия и средства, используемые для сохранения людей, должны быть приоритетными в действиях руководителей любого ранга. Если же на первое место ставятся: удовлетворение своих амбиций, захват и удержание власти, обогащение, то такой менеджер должен быть изолирован от управления – в этом состоит действенная мера по предупреждению катастроф.